Earl_Olgierd
Сталкиваются только те, кто идет одной дорогой.(с) Сенека
Часть первая. Знакомство

Бомбардировка Дрездена (1945) почему-то совершенно вылетела у меня из головы. Берлин, Лейпциг помню, Дрезден забыл напрочь. И все никак не мог сообразить, почему исторический центр города вызывает такие странные ощущения. Точнее, не вызывает тех ощущений, к которым в Праге я успел привыкнуть.

"Духу старины" в Дрездене взяться неоткуда. Нет, все здания и памятники были самым тщательным образом воссозданы (назвать это реставрацией язык не поворачивается) и даже состарены. И все равно не то. Красиво, но не то. Но красиво.



Для сравнения:



Дрезден - это модно. Даже сейчас, в несезон, когда туристов мало и часть заведений закрыта, остро ощущается: модно. Модно быть "культурным", модно внимать прекрасному, модно бродить по крошечному восстановленному центру, лениво переползать из музея в музей, пить кофе и делать умное лицо. Умное лицо - условие обязательное. Вы же сюда приехали приобщаться к высокому искусству, будьте любезны соответствовать. И люди стараются. По крайней мере, туристы. Хотя и у немцев на лицах царит фирменное выражение доброжелательно-приветливого кирпича.

Потом, ближе к вечеру, напитавшись прекрасным по самые уши, можно расслабиться и... отправиться на шоппинг. Потому что магазинов вокруг исторического центра города какое-то нереальное количество. И это не туристические сувенирные лавки, их как раз очень мало (у нас тут не дешевая вульгарщина, а высокое искусство, не забыли?), это многочисленные бутики разной степени пафосности и престижности. "Старый город", если его можно так назвать, буквально зажат в тиски стеклянно-металлических торговых галерей, дорога от центральной площади до главного вокзала (25 минут быстрым шагом) представляет из себя линию магазинов и ничего больше.

Я неспешно обошел центр, пообедал и даже сунул нос в один торговый молл. Со мной трижды пытались заговорить по-немецки, в кафе принесли немецкое меню, и, разумеется, спросили дорогу. Конечно, на немецком, который я не знаю от слова "совсем". Судя по всему, я обладаю уникальным даром сливаться с местностью. Ошибся я с выбором призвания... надо было идти в разведку, стал бы великим шпионом.

P.S. Чуть не забыл. В центре города недавно был установлен памятник террористам. Я промолчу о том, как он выглядит и как смотрится на центральной площади, хорошо? Я просто фото выложу.



Часть вторая. Культурная программа

За сегодняшний день я обошел два дворца. В общей сложности - девять выставок. Можно было бы сказать "девять музеев", но это, все же, не вполне корректно. Как результат, я рыбка, у меня все еще есть ножки, но нет поясницы. Садисту, который придумал мраморные дворцовые и музейные полы, я желаю долго и мучительно гореть в аду. 30 000 шагов по городам, лесам и полям не утомляют так, как 15 000 шагов по музеям. Друг высказал идею, что это музейный заговор: персонал делает все, чтобы ты за свой "билет одного дня" не мог обойти и трети и вернулся снова. В этой теории точно есть смысл. Но я упертый. Если я куда и не попал, так это потому что не пустили.

Начал я с музеев, расположенных в галереях дворца Zwinger. Во дворце располагается знаменитая Дрезденская картинная галерея, Музей фарфора и Музей физико-математических инструментов. Я честно посетил все три, хотя от Музея фарфора поначалу хотел откосить. Но потом прикинул, что комплексный билет стоит дешевле, чем два одиночных - и смирился. Искусство так искусство, высокое так высокое, черт с ним.

Но начал все равно с самого приятного. То есть с Музея физико-математических инструментов. Глобусы, астролябии, секстанты, компасы, небесные сферы, старинные калькуляторы, лупы, микроскопы, часы, одометры, астрономические часы, криптографы (да, в 16 веке тоже нужно было как-то шифровать послания), ноктюрны, микроскопы, телескопы, куча архитектурно-инженерных инструментов... Счастлив был, как ребенок. Тем более что все эти приборы, помимо функциональности, отличает красота неимоверная. По-моему, сегодняшний фотоспам в моем инстаграме на 50-60% состоит из экспозиции этого музея. И мне не стыдно.


Вопреки ожиданиям, моим фаворитом стала не астролябия, а средневековый калькулятор. Почему-то он поразил меня до глубины души. Даже глобус Марса 19-го века не так впечатлил.


После физико-математического музея я честно направился в картинную галерею, поддерживая себя мыслями про "культурный человек", "должен знать", "нельзя же не" и так далее. Ну не люблю я картинные галереи, не люблю. Особенно религиозную тематику и парадные портреты, мне тут подсказывают, что это процентов семьдесят мирового наследия. И я понимаю, почему именно эти сюжеты, и про эпохи, и про цензуру, и про культурное наследие, и про новаторские приемы в живописи, и про много чего еще. Но... Так что тут будет висеть одна фотография под названием: "Я видел Тициана".


За картинной галереей последовал Музей фарфора. Стаканы и тарелки навевают на меня даже большую тоску, чем живопись, но ситуацию неожиданно спас "китайский зал". В котором не было ни одной тарелки, зато было множество изумительно сделанных фигур птиц и животных.


На этом закончилась первая партия музеев. Я погулял по центру, проветрился, думал было отдохнуть от высокого искусства в местных казематах и катакомбах, но они оказались закрыты на реконструкцию. Кстати, само здание, под которым прячутся недосягаемые для меня казематы, очень красивое.


Но увы. Пришлось смириться с неизбежным и признать, что от высокого я сегодня никуда не денусь. Поэтому я, как честный (снова), отправился в Dresdner Residenzschloss.

Жемчужиной Дрезденского замка-резиденции по праву считаются Зеленые своды (Grünes Gewölbe) - самая богатая и знаменитая коллекция драгоценностей в Европе. Точнее, две коллекции: "Исторические зеленые своды" и "Новые зеленые своды".

"Исторические зеленые своды", конечно же, роскошнее и богаче. И интерьерами, и выставленными предметами, и историей. И защитой: билет нужно покупать заранее, вход в залы - строго к назначенному часу и через классические двойные двери (прошел одну пару дверей, они закрылись за твоей спиной, ты постоял на крошечном пятачке, где тебя, видимо, просвечивают со всех сторон, после чего открываются вторые двери). Фотографировать там также запрещено, так что мне остается только отправить всех любопытствующих к Гуглу и Википедии. Сама экспозиция расположена в нескольких залах: янтарном, серебряном, изумрудном, алом... Названий всех залов, увы, не помню. Зато могу поделиться общими впечатлениями.

Основная мысль, преследовавшая меня сквозь все эти красочно-зеркальные залы, воплощена в неромантичном, но зато честном: "Но зачем?!" Почему? Потому что абсолютное большинство выставленных объектов искусства (и это не все, в хранилищах в разы больше!) никогда не использовалось. Вообще никогда. Ни изумительной красоты янтарный кабинет, ни многочисленные перламутровые кубки и блюда, ни ларцы (черное дерево и серебро) тончайшей работы, ни уникальные сервизы из горного хрусталя, ни драгоценное "золотое рубиновое стекло", ни изысканно украшенные шпаги... Ни-че-го. Более того, все эти предметы изначально создавались "для красоты". Никто и не собирался ими пользоваться.

Так почему бы тогда не любоваться красивым?! Вот что мешает поставить и любоваться? Все мешает. В первую очередь, цена. Поэтому вся эта роскошь 99% времени была заперта в сокровищницах. В футлярах, чехлах и темноте. Некоторые особенно везучие экземпляры извлекали для проведения особо торжественных церемоний. И только. Вы только представьте себе: уникальные материалы и камни, годы тяжелой тонкой работы (некоторые вещи в сокровищнице делались по пять-восемь лет) - и все это для того, чтобы результат запихали в чехол и заперли куда подальше. Это же полный бред.

Дальше - больше. Я раньше никогда не думал, что оружие можно сортировать по качеству оформляющих его брюликов. Или не брюликов: изумруды, рубины и сапфиры тоже сгодятся. Оказалось - можно. Целый зал посвящен таким церемониальным комплектам, которые подобраны в соответствии с качеством камней. Пуговицы, запонки, пряжки на обувь... ну и шпажка, так уж и быть. Куда же без шпажки. Но квинтэссенцией моего "восторга" стало упоминание о "коллекции белого серебра" - наборе уникальных скульптур, из которых до наших дней дожило всего три. Почему? Семилетняя война, нужны деньги, переплавили. И сразу за этим - еще более прекрасное "чистосердечное признание" в исполнении аудиогида: "Перед вами серебряная лохань для охлаждения шампанского, служившая в том числе куском капитала, который в случае чего можно быстренько переплавить. По этой причине, увы, лишь несколько таких лоханок дошли до наших дней".

Я даже не знаю, что сказать. Ничего, наверное.

На фоне "Исторических зеленых сводов" музей "Новые зеленые своды" смотрится бедненько. Хотя даже там постоянно хочется задать скандинавскому богу-трикстеру все тот же вопрос. Ну а как иначе относиться к золотому кофейному столику ручной работы, который никогда не использовался? Еще куче кубков тончайшей работы, которые тоже никогда не использовались? Паруснику из слоновой кости? Или прекрасному, утонченному, изысканнейшему "Дворцу султана", который большую часть своей жизни провел под замком? Люди - странные. Очень странные.


После двух сокровищниц даже рыцарский зал смотрится ничего так. Чего еще от этих странных людей ждать? Хотя лошадей все равно жаль. А некоторые рыцарские турнирные доспехи своей рюшечковостью и блестючестью напоминают дамские платья соответствующего периода.


А турецкий зал вообще стал для меня отдушиной. Красота красотой, пафос пафосом, но функциональность прежде всего. Люблю Османскую империю нежною любовью.


Потом была очередная картинная галерея с портретами великих дрезденских мужей. Затем - зал нумизматики. Следом внезапная выставка про роль женщины в японском обществе. А потом меня не пустили на главную башню замка, я расстроился и ушел.

Часть третью отчета вывешивать не хочется, она касается обычной, нетуристической части Дрездена и очень уж субъективна. Поэтому на сегодня на этом все.
Спасибо тем, у кого хватило сил дочитать... :-)

@темы: Фотоотчет, Европа